Французское чудо: сады версаля

Сады и парк Версаля

Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале. Занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром.

Первые сады были разбиты здесь при Людовике XIII. После того как в 1632 году Людовик XIII перед окнами небольшого загородного дома высадили 6 квадратов вечнозелёного самшита и устроили террасу и лестницу, ведущую к партеру с круглым бассейном.

Длинная аллея вдоль центральной оси парка вела к самой большой водной глади, которая впоследствии станет Бассейном Аполлона.

С этого времени в садах был создан знаменитый королевский панорамный вид.

В 1662 при Людовике XIV году была выполнена незначительная реконструкция замка, а основные усилия и средства были направлены на развитие садов и парка.

В обновленных садах с 1664 года Людовик XIV начал устраивать праздники любви (fête galante), которые получили название «Удовольствия чарующего островка».

Праздник, устроенный с 7 по 14 мая 1664 года, официально должен был чествовать его мать Анну Австрийскую и его коронованную супругу Марию Терезию, но фактически это было чествованием Луизы де Лавальер, фаворитки короля.

В течение целой недели гостей услаждали великолепными зрелищами в садах.

В период с 1664 по 1668 годы в садах произошли значительные изменения в части фонтанов; именно в этот период в образе сада преднамеренно применялись образы Аполлона и Солнца, которые были метафорами для Людовика XIV.

После восхождения на трон Людовика XVI парк и сады Версаля подверглись изменениям. Под влиянием новых идей, пропагандируемых Жан-Жаком Руссо и философской партией, зимой 1774—1775 годов сады были полностью пересажены. Деревья и кустарники, высаженные в эпоху Людовика XIV, срубили или выкорчевали для того чтобы французский сад Ленотра перевоплотить в парк английского стиля.

Но попытка превратить шедевры Ленотра в пейзажный парк английского стиля окончилась неудачей. В основном из-за топологии ландшафта от английской эстетики отказались и сады пересадили снова в стиле регулярного парка.

В своей истории сады Версаля претерпевали около 5 существенных реплантаций.
Последние пересадки садов были вызваны двумя разрушительными ураганами, которые пронеслись над Версалем в 1990 и в 1999 годах.В Версале и Трианоне было утрачено несколько тысяч деревьев — это был самый крупный ущерб в истории существования Версаля.

Самым большим чудом парка и садов Версаля всегда были фонтаны. Но, самый важный элемент — вода, стала главным бедствием парка, начиная с эпохи правления Людовика XIV. Вода была нужна для садов Людовика XIII и местные водоемы с этим справлялись.

Но после того как Людовик XIV начал расширять парк, добавляя туда новые и новые фонтаны, снабжение садов водой стало очень серьезной проблемой.

После завершения сооружения Большого Канала в 1671 году, в который отводилась вода из фонтанов парка, воду, при помощи системы ветряных мельниц, стали закачивать обратно в резервуар.

Появилась возможность обеспечить работу фонтанов, видимых из окон дворца, а фонтаны, находящиеся в боскетах и в отдаленных уголках парка, включали по необходимости.

В 1672 году Жан-Батист Кольбер придумал систему по которой служители фонтанов в парке свистом сигнализировали друг другу о перемещении короля, указывая какие фонтаны необходимо было включить.

Как только король проходил играющий фонтан, его выключали и служитель подавал сигнал чтобы включали следующий фонтан.

Источник: http://ourvoyage.info/sadyi-i-park-versalya/

Французьке диво: Сади Версаля

Візитка ФранціїВсього в парі десятків кілометрів від французької столиці знаходиться непревзойденней садово-парковий комплекс – дивовижні за красою Сади Версаля.

Цей зразок приголомшливою за обсягом і естетиці зразок архітектурного ландшафту розкинувся на 900 га.

Основна частина цієї величезної території облаштована в стилі французького регулярного парку, який послужив прикладом для наслідування і натхнення творцям багатьох інших садів і парків.

Зміст:

Версальські Сади – ландшафтна ілюстрація королівської влади

Сади Версаля виникли і існували як невід’ємна частина заміської резиденції королів Франції. Спочатку тут Людовіком XIII був влаштований невеликий мисливський будиночок. Основне будівництво у Версалі розгорнулося в епоху його сина Людовика XIV.

Розкішний палацово-парковий комплекс, за будівництвом якого король ретельно стежив, став справжнім втіленням абсолютистської монархії і могутності короля-сонце, як прозвали Людовика.

Просто фантастичні суми були витрачені скарбницею, щоб догодити прискіпливому смаком короля, будівництво затягнулася на півстоліття.

Як створювалися сади і парки Версаля

Близько шести мільйонів туристів відвідують Версаль щорічно. Неможливо не захопитися красивій зразками регулярної архітектури, садами і численними фонтанами, гідравліка яких чудово функціонує ще з часів Великої французької революції.

Засновники садів

Створення Версальських садів розпочалося під керівництвом Клода Молі та Іларія Масона в 30-х роках сімнадцятого століття, в шістдесяті, коли король-сонце вирішив влаштувати у Версалі свою резиденцію, тут почали працювати художник Лебрен, архітектор Л.Лево і той, кого можна назвати творчим батьком саду – Андре Ленотр.

Королівське спадщина

Головні особливості ландшафтного дизайну Версаля були закладені при Людовіку XIV, хоча проводилося кілька масштабних перепланувань в різні роки, рослини пересідали, але загальна архітектурно-ландшафтна концепція в основному зберігалася і відтворювалася.

Причинами внесених змін бували як об’єктивні причини (заміна старих дерев, ліквідація руйнівних наслідків ураганів тощо) так і суб’єктивні – зміни у смаках у царюючих осіб, бажаючих неодмінно відобразити своє естетичне бачення у Версальських Садах.

Водні споруди садів

Характерними елементами Версальських садів можна назвати водойми, боскеты, гроти і фонтани, які часто розташовані і названі так, що утворюють якісь символічні ланцюжка і асоціації.

У богині Латоні, яка була матір’ю бога сонця Аполлона, легко вгадати мати Людовика XIV, відому всім за романами Дюма Анну австрійську. Ось з фонтану, присвяченого Латоні, ми і почнемо нашу невелику прогулянку по Версальськими Садами.

До речі, вирушаючи на реальну прогулянку сюди, заздалегідь складіть план, оскільки навіть за цілий день обійти гігантську територію комплексу не вдасться.

Краса і витонченість садів

Басейн Латони

Він розташований вниз від Водяного партеру і злегка зміщений вліво від осі схід-захід.

Басейн прикрашають статуї, поставлені тут в 1688-1670 роках, навіяні античним міфом, згідно з яким Латона і ще маленькі Аполлон і Діана не могли напитися водою із ставка, так як селяни кидали у воду грудки бруду та мулу. Юпітер, почувши благання Латони про допомогу, перетворив злих селян у ящірок і жаб.

Водні артерії садів Версаля

Скульптура богині виконана братами Марсі, поруч стоять її діти, а з води басейну висовуються голови і спинки жаб, інші фігури жаб не знаходяться не в воді, а по краях газону.

Дизайн садів ВЕрсаля

Басейн Аполлона

Просуваючись далі по осі схід-захід, ми виходимо до басейну Аполлона, побудованому в 1668-1671 роках, і який змінив на цьому місці Лебединий басейн.

Новий басейн був розширений і обзавівся прекрасною скульптурна група, що зображає блискучого Аполлона в колісниці, що здійснює вояж по небу.

Фігури покриті позолотою, щоб підкреслити сонячність Аполлона (з яким придворні поети любили порівнювати короля). Цей фонтан пов’язує між собою Малий Парк і Великий Канал.

Басейни садів Версаля

Великий Канал

Великий Канал має в довжину 1500 метрів при немаленькою ширині в 62 м. і тягнеться уздовж східно-західної осі, доходячи до стін Великого парку. Його будівництво відбувалося в 1668-1671 роках, канал служив місцем човнових прогулянок знаті, іноді брали абсолютно грандіозні форми.

У 1674 році за велінням монарха на каналі виникла Маленька Венеція, прихистила яхти з каравелами, надіслані з Голландії і венеціанські гондоли, подаровані дожем.

Біля Великого Каналу є і практичне призначення – в нього стікає вся вода, що відводиться з фонтанів, так як він розташований в самій нижній точці.

Ландшафтний дизайн садів Версаля

Водний партер

Кілька вище басейну Латони розташовується палацова тераса, яку називають Водним Партером. Він є головним місцем, так як лежить між палацом Версаля і садами, що лежать нижче.

Басейни в садах Версаля

Це чудова точка для огляду, звідси відкривається панорама заворожує і дає наочне уявлення про бездоганну симетрії садів, а глянувши на палац, відразу переймаєшся величністю його архітектури. У 1664 році за королівським наказом було виготовлено 20 статуй, які повинні були прикрашати Водний Партер.

Оформлення садів Версаля

Архітектурний ансамбль

Ялиновий водойма складає пару зі Швейцарським басейном, розташовані вони по осі північ-південь, в північному напрямку від палацу.

Ялиновий водоймище було влаштовано в 1676 році, а Швейцарський басейн (назвали його так тому, що в роботах по його створенню брали участь швейцарські гвардійці) – у 1678 році.

Надалі Ялиновий водойма був перероблений в басейн Нептуна, а ось Швейцарський і сьогодні займає 15 га площі і є найбільшим після Великого Каналу, гідрографічним об’єктом у Версальських садах.

Гуляючи по саду

У садах Версаля ще величезна кількість прекрасних місць, водойм, галерей, колонад, боскетів, навіть не перерахувати. І перебуваючи поблизу, ми настійно радимо виділити день на огляд цього дивовижно палацово-садового комплексу.

Елементи з водою в садах Версаля

Тільки врахуйте, що навіть сьогодні не вирішені проблеми з нестачею води для фонтанів у Версальських садах, з-за чого їх включає всього на кілька годин у певні дні (вихідні і святкові дні), тому попередньо вивчіть розклад, щоб застати версальські фонтани працюють, адже вони – одна з найдивовижніших особливостей парку. Приємної прогулянки по Версальськими садами!

Сади Версаля (відео)

Источник: http://dachadecor.com.ua/progulki-po-sadu/frantsuzskoe-chudo-sadi-versalya.htm

GARDENER.RUЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Версаль – маленький городок под Парижем. Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс.

Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га.

На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.

Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке.

Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире.

Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.

Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи.

Версаль возник на болотистом месте и является творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф.

Деревья высаживались уже большими. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта.

Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль, писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по улице.

Весь этот огромный комплекс создан по единому проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.

Знакомство с Версалем начинается с площади Армий, одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города. На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. Здесь пока не виден парк, и тем сильнее впечатление от внезапно открывающейся бесконечной перспективы, которое охватывает вас, когда вы попадаете по другую сторону дворца.

В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и северный партеры.

С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном направлении тянется аллея Детей.

На этой оси расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим бассейном.

Далее к западу территория слева и справа от основной оси разбита на квадраты – боскеты. По периметру они обсажены плотной стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие забавы.

По главной оси парка располагаются друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны, посвященный любимой матери Луи XIV и Аполлона, ее любящего сына.

Между этими фонтанами находится еще одна особенная деталь Версаля – зеленый ковер, полоса идеального газона длиной 300 метров. За фонтаном Аполлона начинается Большой канал.

Перспектива в этом направлении теряется где-то в голубой дымке. По каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на лодке.

Читайте также:  Рецепт консервированной картошки: с горошком, грибами в банке, кукурузой на зиму

В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.

Версальский парк щедро украшен скульптурой. Некоторые изваяние были вывезены из того же Во-ле-Виконта.

Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют два Трианона: Большой и Малый. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить здесь павильон для легких трапез.

Большой, или Мраморный, Трианон построен еще при Людовике XIV, а Малый позже – в 1768 году по заказу Людовика XV. Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система.

Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала.

Малый Трианон отражает уже иную идею паркостроения. Он стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие.

Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.

Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки. Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в Версаль. И пусть ваша мечта осуществится!
 

Светлана Чижова, кандидат биологических наук, компания ‘Ландшафтное искусство’,

cпециально для GARDENER.ru

Проезд:Франция, 17 км. на юго-запад от Парижа.

Источник: http://gardener.ru/gap/garden_guide/page347.php

Чудо света – Версаль

Известный практически каждому человеку на земле Версаль является маленьким городком недалеко от Парижа. Здесь находится одно из чудес света дворцово — парковый комплекс Версаль. Этот комплекс возводился по личному указанию короля Людовика XIV.

Место для строительства дворца было выбрано на болоте. Для строительства зданий и разбивки парка пришлось завозить в огромных количествах грунт.

Собственно строительство было начато в 1661 году и продолжалось не один десяток лет. Это потребовало огромное количество денежных расходов и большое число рабочих рук.

Дворец и разбитый вокруг него парк были спроектированы в классическом стиле и стиле барокко.

Начинал строительство архитектор Луи Лево, а заканчивал Жюль Ардуэн–Мансаром. Дворец не был высоким. Было построено два этажа. Но длина фасада составляет 600м. Мрамор, бархат и деревянная резьба являлись украшениями покоев.

В центральной части здания расположена зеркальная галерея, на стенах которой висят 17 огромных зеркал. Здесь проводились пышные балы. В Тронном зале король принимал послов и давал аудиенции.

Французская революция не пощадила Версальский дворец. Он был разграблен. Но во время реставрации монархии дворец привели в порядок.

Южное крыло занял Музей истории Франции. Северное крыло было занято оперным театром. На втором этаже рядом с апартаментами королевской семьи располагается уникальная королевская часовня. Разбитые вокруг дворца сады распланированы во французском стиле. Кустарники аккуратно подстрижены и все аллеи симметричны.

На территории садов расположено большое количество источников. Королевская аллея является главным украшением сада. Она соединяет бассейны с группами мраморных скульптур с Град-каналом.

С южной стороны находился зверинец и оранжерея с тропическими растениями. Одно из главных украшений сада – его фонтаны, каждый из них является архитектурным шедевром. В парке действует 1400 фонтанов.

На самом краю парка находится дворцовый комплекс Малый Трианон. Он состоит из двух дворцов и окружающих их парков. Малый Трианон был также любимым местом пребывания печально известной Марии-Антуанетты. Там же находится ферма Марии –Антунетты, в которой есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, хижина, домик охраны и домик Королевы.

Существует комплекс Большой Трианон, который в миниатюре повторяет Версаль. Автором сада является потомственный королевский садовник Андре Ленотр, вписавший свое имя в историю, как создатель самого прекрасного сада в мире.

Источник: http://kultprivet.ru/posts/chudo-sveta-versal

Версаль — дворец «Короля-солнце» Людовика XIV

Адрес: Франция, город Версаль
Начало строительства: 1661 год
Архитектор: Луи Лево
Основные достопримечательности: регулярный парк (один из самых крупных в Европе), Зеркальная галерея, Галерея битв, дворцовая часовня, Королевская Опера, Большой Трианон, Малый Трианон, Малые апартаменты Короля
Координаты: 48°48’16.6″N 2°07’13.3″E

Всего 30 минут езды на электричке из Парижа, и пассажир прибывает в Версаль — респектабельный пригород, известный резиденцией французских монархов.

Город Версаль вырос вокруг скромного охотничьего замка из 5 комнат, основанного Людовиком XIII в 1623 году. Наследник престола — «Король-солнце» Людовик XIV тоже увлекался охотой, но с Версалем он связывал куда более грандиозные планы. Недовольный своей резиденцией в Лувре, монарх решил превратить охотничьи угодья в роскошный дворец.

Версальский дворец. Общий вид.

К тому же, проживание в Лувре казалось небезопасным: ещё в малолетнем возрасте Людовику XIV вместе со своей семьёй пришлось бежать из Парижа, охваченного Фрондским восстанием.

В Версале монарх мог бы укрываться от придворных интриг и заговоров, наслаждаясь обществом многочисленных фавориток. Строительство дворца, начатое в 1661 году при Людовике XIV, продолжалось и во время правления его сына — Людовика XV.

Шарль Лебрен — придворный живописец «Короля-солнце» и Луи Лево — «первый королевский архитектор» расширили и оформили Версаль в стиле классицизма.

Золотые ворота Версальского дворца

А мастер ландшафтного искусства Андре Ленотр благоустроил сады и парки. 36 000 человек в поте лица работали на Версаль — осушали болота, создавали искусственный рельеф и пр.

Согласно записям тех лет, дворец обошёлся государству в «15228287 ливров, 10 су и 3 денье». Ставя затраты в соотношение с госбюджетом Франции в XVII веке и пересчитав их на современные деньги, получается сумма в 260 миллиардов евро.

Половина этих денег потрачена на оформление интерьеров.

Мраморный двор Версальского дворца

Голодный бунт на площади у Версаля

Версаль служил главной резиденцией французских королей вплоть до 1789 года, когда Людовик XVI был свергнут с престола и казнён. Именно здесь, на площади перед дворцом в октябре 1789 года собралась толпа горожан, возмущённых высокими ценами на хлеб.

В ответ на протест они услышали знаменитую фразу, авторство которой приписывают Марии-Антуанетте, жене Людовика XVI: «Если хлеба у них нет, пусть кушают пирожные!» После голодного бунта Версаль утратил своё значение как центр великосветской жизни Франции.

Вид на Версальский дворец из парка

Интерьеры Версаля — «шик-блеск-красота»

В атмосфере роскоши Версаля, среди монументальных фонтанов, аллей и променадов, утопающих в буйстве зелени и цветов, монарху было так легко отрешиться от реальных проблем простого народа! Особым шиком отличается Зеркальная галерея Версальского дворца. Она представляет собой гигантский зал высотой с 5-ти-этажный дом. Арочные окна и дверные проёмы, заполненные зеркалами, зрительно расширяют пространство зала.

В эпоху «Короля-солнце» галерея меблировалась серебряными столами и табуретами; статуи и даже кадки для растений отливались из серебра.

Вид на Гранд-канал в парке Версаля

Над потолком, расписанным «небесной глазурью», мерцали хрустальные люстры, а окна обрамляли шторы, пошитые из золотой парчи. Полы застилались великолепными коврами мануфактуры «Savonnerie».

При Людовике XIV Зеркальная галерея вместе с лестницей Послов (разобрана в 1752 году) и Королевской капеллой входила в тройку самых колоссальных интерьеров дворца.

Верхний ярус часовни, предназначавшийся для королевской семьи, опирается на беломраморную колоннаду с позолоченными капителями.

Малый Трианон

В центре размещён алтарь, украшенный фигурами древнегреческих богов. На нижнем уровне находилась капелла для придворных и фрейлин. За галереей протянулись апартаменты королевы. Сразу привлекает внимание огромная кровать, размером почти со спальную комнату.

Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, подчёркивая высокий статус первой дамы Франции. Апартаменты короля и королевы разделяет Галерея сражений.

На её стенах висят 30 картин, прославляющих знаменательные победы Франции, а вдоль стен установлены статуи 82 полководцев.

Дворец Большой Трианон

Апартаменты короля занимают несколько залов, среди них примечателен салон «Бычий глаз» с окном овальной формы, которое выходит во двор. Внутреннее убранство салона декорировано скульптурными изображениями играющих путти (крылатых мальчиков-ангелов), лепниной и портретами членов королевской семьи.

Зал тайных свиданий и игрушечная ферма

В глубине дворцового парка, раскинувшегося на 800 гектаров, расположился одноэтажный дворец Большой Трианон, облицованный бело-синими изразцами. Он предназначался для отдыха и тайных свиданий. Если пройти в противоположную сторону, то можно попасть в Малый Трианон — особняк Марии-Антуанетты.

Фонтан Латона

Здесь же на берегах пруда находится «Мельничья деревушка» — несколько домиков, стилизованных под крестьянские. В этом подобии настоящей фермы бродили чистенькие курочки и надушенные коровы, а переодетые фрейлины изображали крестьянских девушек. Тут же устраивались детские игры.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/399-versal

Версаль. Parc de Versailles | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль.

Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади.

Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных — тисе и ель, из плодовых — яблоня, груша, вишня.

В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.

Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии.

Версаль: 1 — дворец, 2 — Площадь армии, 3 — водный партер, 4 — фонтан Латона, 5 — Зеленый ковер, 6 — Колесница Аполлона, 7 — Большой канал, 8 — Звезда короля, 9 — северный партер, 10 — Аллея детей, 11 — Бассейн Нептуна, 12 — южный партер, 13 — Оранжерейный сад, 14 — Озеро швейцарцев, 15 — Большой Трианон, 16 — Менажерия

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га).

От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог.

Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина — 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части—1600 м, поперечной — 1000, ширина — свыше 50 м.

Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка.

Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении).

Читайте также:  Рецепт тонких блинов с дырочками на воде: сыворотке, дрожжах, простокваше, ряженке, сметане, как испечь постные, фото и видео

Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая — через Колесницу Аполлона, вторая — через восточный бассейн Большого канала,— отделяет лесопарковую часть от боскетной.

Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов.

Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди — палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет.

Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки.

Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал, Королевский остров).

За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по попереч¬ной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией.

Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная.

По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края террасы, взору открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра.

Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».

Смотри большую версию плана Версаля

Маршруты посещения Версаля

Говорят, что непосредственно перед смертью в 1700 году, Андре Ленотр, ландшафтный архитектор, создатель Версальских садов, посетил их в последний раз в сопровождении короля.

Хотя не известно было, какой маршрут они выберут, Людовик XIV надеялся, что Ленотр последним предчувствием созидателя подскажет новый путь осмотра красивейшего парка мира.

Очень возможно, что их посещение, соответствовало маршруту, разработанному более чем за десятилетие до этого.

В самом деле, маршрут был необходим для посещения Версальских садов, если верить тому, что Андре Фелибьен, придворный летописец, объяснял в описании Версальского замка: «Существует бесчисленное множество предметов, которые, притягивают взгляд отовсюду от чего пребываешь в растерянности: какой путь выбрать. Лучше всего следовать указаниям, которые я разработаю, с тем чтобы сделать все кругом наиболее удобным и наименее утомительным». Версаль не только пространственный, но и временной лабиринт, так как сады и дворцы были постоянно в состоянии строительства, подвергаясь перестройкам и преобразованиям в течение почти полувека. Людовик XIV прекрасно сознавал важность хода и ритма посещения садов. Поэтому то в 1689 году он составил инструкцию, «Способ показывать Версальские сады», которую он переработал еще в пяти вариантах, последний из который вышел в 1705 году.

В годы, когда проводились крупные праздники, внешний вид Версаля постоянно совершенствовался, с целью превратить его в обрамление, соответствующее таким спектаклям, как: «Удовольствия очарованного острова» (1664), «Великие королевские увеселения в Версале» (1668) и «Версальские увеселения» (1674).

В определенном смысле последовательность увеселений — прогулка, музыка, театр, обед, балет, салют — уже определяли маршрут, «правила посещения» садов, и намечали район посещения в соответствии с практическими и символическими требованиями праздника.

Однако, подобный маршрут, каждый раз связанный с определенным событием не мог полностью отвечать ни повседневным потребностям, ни удовольствиям, получаемым от каждого посещения. Для организации прогулки было желательно наличие инструкции.

Существовали уже тексты, предлагающие определенные маршруты, такие как «Прогулка по Версалю» Мадлен ле Скюдери и «Любовные похождения Психеи и Купидона» Жана де Ла Фонтена. Но эти произведения были навеяны мотивами скорее литературными, нежели практическими.

Когда закончился период больших праздников, а двор окончательно обосновался в Версале, дворец и сады сами стали представлять собой зрелище. Инструкции к посещения садов Версаля стали, тем более важными, так как они гарантировали, что взгляды короля будут совпадать с ними.

Разделяя эстетические принципы Мадлен ле Скюдери, по которым «искусство украшает природу», так же как и технологические требования выведенные из картезианской метафизики и направленные на «подчинение себе природы», воля короля символически записанная в эстетику Версаля, была, таким образом, довершена и закреплена в разработанном им маршруте. Этот маршрут, хотя и длиной в восемь километров, включал в себя лишь малую часть множества диковинок, которые следовало осмотреть.

Интересно отметить однако, что этот маршрут решительно пренебрегал мифологическим духом Версаля. Лучезарный символизм, присутствующий повсюду, не акцентировал формальную сторону, наиболее важную для сада.

Великолепная центральная ось, вела от замка к центральной аллее и соединялась над каналом с бесконечно удаленной и уходящей в перспективу линией, ведущей в сторону захода солнца.

Людовик XIV, можно сказать, старался навязать превосходному произведению возвышенный эстетический опыт, исходящий из его собственного вкуса и воли. Но разве это отличается от того, что совершает каждый посетитель Версаля, выбирая какой бы то ни было маршрут? 

Лаконичный и четкий тон инструкций для показа версальских садов может объясняться многочисленными стремлениями: навязать единственно возможное видение внутри обширного и сложного ансамбля Версаля, сбалансировать ритм посещения, который, по определению, выполняет функцию движения и изменения перспективы, наконец, выявить визуальный опыт, связанный с местом несущим очень большую символическую нагрузку. Следовательно, маршрут делает акцент на неподвижное, формальное, классическое, одним словом «картезианское» восприятие этого большого, чисто французского сада, в ущерб его динамическому, барочному аспекту. Таким образом, инструкции дают аполлоническое видение Версаля, в соответствии с эстетическими взглядами короля часто повелительными и указывающими, которые воспринимаются, благодаря способу их выражения как королевский указ и как требования этикета. Тем не менее, любовная, фантасмагорическая, эфемерная и эротическая реальность поджидает посетителей на каждом шагу. Так как эстетическая логика сада во французском стиле сочетает геометрическое расположение садов с декоративными орнаментами, изгибами, эфемерностью человеческого восприятия; технологические диковинки того времени с мифичелким и поэтическим символизмом. Неоклассицистический формализм этих садов постоянно уравновешивается, обогащается и, в конце концов, нарушается динамизмом барокко присущим бесконечному числу возможных маршрутов.

Существует также и другой маршрут по Версалю, который вписывается в саму структуру садов. Людовик XIV очень гордился водными эффектами своих садов, бесчисленными фонтанами, бассейнами, каналами и другими изобретениями, показывающими игру воды.

Это была совершенно обоснованная гордость, так как подведение воды в сады, гидравлическая система и созданный с этой целью, механизм Марли были новшеством в технике, имеющим самое большое значение, истинным чудо в мире барокко.

Но, несмотря на это, напор воды был недостаточным, чтобы заставить работать все фонтаны одновременно.

Следовательно, маршрут был оборудован таким образом, чтобы во время прогулок короля и придворных, фонтаны, находящиеся в поле их зрения были включены, и выключались когда они проходили мимо, а другие фонтаны приводились в действие. Таким образом, очарование этой удивительной поэзии воды ограничивалось технической необходимостью. 

Наверное, этот маршрут, проходящий через фонтаны и бассейны, был наилучшим для XVII века, отражая концепцию предложенную королем. Искусство, природа и технология объединились здесь, чтобы достигнуть наибольшего результата в воздействии иллюзий, очарования и желаний. Оба маршрута, «пера и волны», и сегодня продолжают руководить нами при посещении Версаля.

Источник: http://landscape.totalarch.com/versailles

Версальский парк в конце ноября..

Очередная поездка по маршруту Женева-Лион-Париж-обратно. В этот раз мамина младшая сестра Татьяна не упустила своего шанса «упасть нам на хвост», как она это делала и раньше с другими направлениями наших маршрутов. Ее детская мечта – увидеть Париж и умереть!!! Я ОООчень хотела, чтобы тетушка осталась жить и подготовила для нее отрезвляющую программу адаптации к Парижу!!!

Но именно сейчас в нас заговорила совесть тетушкиным голосом: «Как так??? быть в Париже столько раз и не увидеть Версаль??? Нам даже стало стыдно перед самими собой – и действительно, неужели не найти дня, чтобы выбраться в это раскрученное местечко… (хотя именно это и останавливало прежде…)

И вот мы в Версале. Городок ничем особым не примечательный. Погода дрянь: свинцовое низкое и абсолютно плоское небо, промозглая морось с порывами ветра… Ничего не скажешь – выбрались погулять по паркам и садам!!!

На входе в покои дворца нас шокировала одна из экспозиций очередной выставки, которые с завидной регулярностью проходят на этой территории …

Подобных зрелищ, совершенно непонятного смысла и значения, мы насмотрелись выше крыши в этот раз и они создавали немыслимый дисонанс при осмотре внутреннего убранства дворца…

Мы успокаивали себя словами классика: ” Души неведомы порывы, в словах есть твердь, а если с смыслом…” Словом, не дано нам постичь высокого искусства надувных скульптур…

Дворец в Версале не оставит равнодушным никого и никогда!!! Только представьте себе: 700 комнат, 350 каминов, почти 70 лестниц и более 2000 окон, а количество картин, гравюр и мебели измеряется и вовсе десятками тысяч! Его кичливая помпезность!!! Но при этом, все со вкусом и выдержано в едином стиле Короля-Солнце – не просто удивить роскошью, а сразить наповал – и это удается уже несколько веков подряд и даже в самую незрелищную погоду…

фото Версальского Дворца моими глазами здесь: https://margaritka.tourister.ru/photoalbum/5016

На улице только Мараморный дворик выигрывал от мокрой погоды, потому что мрамор стал ярче и блистел от дождя, а в небольших и мелких лужицах отражалось великолепие зданий

А вот парк… Тут, конечно, от всей души желаю всем не повторять нашего легкомысленного поступка и оказаться в нем весной или летом и в ОООчень хорошую погоду!!! Этот фото-рассказ о Версальском парке, в котором оказались мы в конце ноября в крайне нефотогееничный день…

Версальский парк – прародитель всех парков во влиятельных монаршиих резиденциях Европы!!! Это парк удивительной красоты, самый известный, самый притенциозный и овеянный наибольшим количеством легенд.

К тому же он обошелся в умопомрачительную сумму. Путем сложных расчетов, приравнивая тогдашний ливр к стоимости серебра, исследователи пришли к фантастической цифре, эквивалентной 260 миллиардам евро.

Это в те то времена!!!

Хотя если кто-то хоть раз бывал в Петергофе, даже на пару минут и при любой погоде, то с большой долей вероятности можно прогнозировать, что вряд ли Версальский парк глубоко затронет его сердце, несмотря на то что именно Версальский парк стал праобразом для многих европеских дворцов с их парками, садами и ф…

А точнее и скорее всего он вызовет разочарование… Как это случилось с нами. Когда-то насмотревшись в интернете потрясно живописных фото, в предвкушении чуда, окольными путями мы вышли в парк, так как парадные оказались давно и наглухо закрыты

Парк Версальского дворца – некогда охотничьи угодья Людовика XIII, общая площадь которых была расширена его потомками и ныне составляет более 100 гектар земли – это со всеми садами, фонтанами, бассейнами, каскадами, гротами, беседками, скульптурами и изящными автономными дворцами по типу – государство в государстве

В соответствии с поздней осенью и пасмурнейшей погодой все это великолепие выглядит понуро и хмуро. Хоть мы и не ждали цветущих клумб и благоухающих кустарников, но, в былые времена, поначитавшись рекламных статей, о буйстве красок в Версальском парке круглый год, мы откровенно взгрустнули, воочию осознав, как глупо поймались на удочку рекламы…

Это была самая яркая из всех картин, что мы встретили в тот день… О буйстве красок уже и говорить не приходится?!?!?!

Гений непревзойденного садового мастера Андре Ленотра, безусловно, сотворил чудеса с этой некогда заболоченной землей, преобразив ее до неузнаваемости.

Только в это время года, как не крути, а природу обмануть не получается, поэтому на нашем опыте – не экспериментируйте с драгоценным временем в путешествии и выбирайете время года, в которое по макисмуму и гарантированно получите одни восторги

Версальский парк безупречно рассчитанный, с математической точностью выверенный во всех мелочах, стал венцом творения целой команды великих мастеров от рядового садовника стригущего дереья до архитектора всех вермен и народов Луи Лево, живописца – Шарля Лебрена и многих других.

Читайте также:  Капуста атрия f1: особенности и достоинства сорта, рекомендации по культивированию, технология поливов, подкормок, уход за почвой, отзывы

Первый придворный садовник – Андре Ленотр – талантливый садовод при создании геометрии парка помнил, что его заказчик – Король-Солнце, поэтому и развел все основные аллеи – прямые и длинные – от центра в разные стороны, как лучи солнца, минуя прямые углы, как это было ранее. Таким образом, он совершил переворот в проектировании садов и парков, создав и утвердив раз и навсегда классический французский парковый стиль

Стоит сказать, что в Версальском парке было использовано много новых приемов в инженерии и гидротехническом строении. Сложно было обеспечить 1400 фонтанов водой одновременно, поэтому была построена специальная заборная система из реки Сены

Андре Ленотр обожал воду, поэтому в парке был разработан целый комплекс из прудов, бассейнов, фонтанов со скульптурами, фонтанов-чаш и каскадов. Свой дворцово-парковый ансамбль он щедро украсил всевозможными статуями и скульптурными композициями

А сейчас в такую промозглую погоду только и остается, что без конца любоваться вазами и вазонами, коих тут великое множество с самыми причудливыми ручками. Конечно, высочайшего художественного вкуса и тончайшей работы

Учитывая время года, мы понимали, что знаменитые и расчудесные фонтанчики, естественным образом будут закрыты.

Но уж очень хотелось полюбоваться скульптурными группами вокруг них, но тут … обнажилась во всей своей неприглядности блеск и нищета… После золоченных фигур Петергофа я обомлела, увидев заржавевшие скульптурные композиции, настолько что забыла их заснять во всей своей неприглядности…

эти фото попались только потому что тетушка уже предварительно пролечившись от безумной любви к Парижу, настояла заснять ее на фоне ржавчины и запустения…

Фонтаны “Апполон” и “Атона (его мать). Очень блекло и невзрачно смотрится без воды вся композия этих фонтанов

Я до сих пор не могу прийти в себя от такого чудоковотого стиля под “наив”, то есть – окрашивания фигур и скульптур коричнево-желтой краской… типа под золото или на худой конец – под бронзу… ЖЕСТЬ!!!

И дальше уже больше ничего в парке не могло заставить нас порадоваться и восхититься, хотя воистину, есть перед чем здесь испытать восторг…

Парк изобилует чарующими рощами с идеально выстриженными вековыми липами, дубами, клёнами, каштанами, тополями, ясенем, буком. В хвойных насаждениях преобладают ель и тис

Сады в Версальском парке считаются самыми завораживающими во всем мире. Великий Андре формировал деревья в виде шаров, конусов, пирамид или квадратов, придавая им безукоризненно геометрические формы.

Процесс художественной стрижки (топиари) был достаточно сложен, он требовал от мастера безупречного пространственного воображения и профессиональных знаний о росте и особенностях строения подрезаемых растений.

Почти все топиари сохранились в первозданном виде до наших дней

Человек так устроен, что непроизвольно все и со всем сравнивает. Та же участь постигла и нас… Мы оказались заложниками своей любви к Петергофу, который посещаем с завидной частотой и регулярностью.

Мы бывали там в самое что ни на и есть прескверное время года – ранней весной, да к тому же, пасмрным днем – грязь, слякоть, серость, брррррр… Но Самсон, разрывающий пасть льва, и сопровождающие его позолоченные фигуры, заставляют сиять солнце даже сквозь толщу туч и согревают взгляд и душу своими блестящими позолотой формами!!!

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов погоду – она, безусловно внесла свою весомую лепту в наше видение мира в тот день не как картину маслом, а как графический набросок… Но есть одно существенное «но» у сегодняшнего Версальского парка, на которое не сможет положительно повлиять никакая самая расчудесная погода, а может только усугубить его. Это бОООльшущее НО – перспектива!!! В Петергофе – это всегда даль до горизонта и бескрайние просторы за Морским каналом, а здесь, ныне, простите… миазмы цивилизации…

Что ни фотография, то везде на заднем фоне так или иначе маячат современные постройки, на мой вгляд, обезображивающие великое парковое творение

Коль мы приехали созерцать красоты и чудесы конца 17 века, то, логично, оставалось предпочесть стать спиной к современным строениям и начать разглядывать скульптуры вдоль фасада дворца, благо его длинна составила 576,2 метра… И нам было чем себя занять возврящаясь против ветра

Мы так были расстроены, что наши ожидания не оправдались, да к тому же жутко продрогли на сыром и пронизывающем ветру, что решили повторно купить билеты во внутренние покои Короля и Королевы, чтобы хоть как-то вернуть себя в радужное расположение духа.

Что почти удалось и, по пути согревшись, мы в который раз сделали вывод – не надо настраиваться и ожидать осбенно – это самого прекрасного!!! Обязательно что-нить да омрачит этим самые предвкушения.

И наоборот, если ничего не предвосхищать и ни на что не рассчитывать, то эмоции превзойдут все мыслимо-немыслимые надежды!!!

Народа заметно приросло внутри и скорее – именно из-за погоды, и уже практически невозможно было фотографировать – во всех кадрах прорывались какие-нибудь фигуры по одиночке и группами …

Мы покидали Версальский дворец-парк удивляясь сами себе. что ни у кого из нас не возникло желания вернуться сюда летом и досмотреть фонтаны, каскады и прч водную феерию в выгодном свете … Даже у меня их фонтаки …

ПРО ВХОДНЫЕ БИЛЕТЫ

Версаль — это несколько разных «музеев» с отдельными билетами. Во-первых, это дворец (с интерьерами, художественными экспонатами — картинами и скульптурами), во-вторых, парк с фонтанами (вход туда — платный), часть парка вокруг Большого Канала (вход свободный через пункты контроля со стороны канала), дворцы Большой и Малый Трианон, парк Марии-Антуанетты с селом в миниатюре.

Если вас интересует весь комплекс Версаля, можно приобрести комбинированный билет Forfaits Loisirs (купить можно в железнодорожных кассах SNCF) «Весь Версаль + проезд в оба конца из Парижа». Его стоимость — 21.75 евро (в рабочие дни) и около 26 евро (в выходные).

Это самый выгодный вариант, ведь комбинированный билет в Версаль «потянет» в будни на 20 евро, а проезд — 9.70 туда и обратно — 7.30 евро (цены для поездов SNCF).

В выходные билет дороже — 25 евро, следовательно, если вы хотите провести в Версале целый день, то это — лучший выбор.

Похожие комбинированные предложения есть также в музеях (карта «Музеи и монументы»), замках и д’Овер, парке .

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_3943

Сады Версаля

В двадцати километрах на юго-запад от центра современного Парижа расположены самые знаменитые регулярные сады на Земле – Сады Версаля. Это пример колоссальной по масштабам ландшафтной архитектуры, раскинувшийся на огромной территории.

Большая ее часть благоустроена в стиле регулярного французского парка, являясь не столько последователем, сколько законодателем этого направления ландшафтной архитектуры. Сады Версаля занимают площадь более  девятисот гектаров, на которых произрастают более трехсот пятидесяти тысяч деревьев.

Эти впечатляющие цифры, однако, тают перед тем фактом, что в наиболее благоприятные времена Людовика XIV площадь садов составляла восемь тысяч триста гектаров!

Первая планировка садов была создана архитекторами Клодом Молле  и Иларием Массоном в тридцатые годы XV века. Она просуществовала вплоть до шестидесятых годов, когда Людовик XIV «вплотную» занялся Версалем совместно с художником Шарлем Лебреном, архитектором Луи Лево и человеком, который может по праву считаться отцом садов Версаля – Андре Ленотром.

Сады Версаля никогда не существовали отдельно от загородной резиденции французских монархов. Первые упоминания о Версале относятся к 1623 году, когда Людовик XIII повелел возвести на территории будущего дворца очень маленький охотничий замок. Его размеры не превышали шесть на двадцать четыре метра.

Основное строительство, в результате которого был создан облик того Версаля, который мы знаем, было развернуто Людовиком XIV. Его называли «Король-солнце». Дворцово-парковый ансамбль, созданный им, является одним из основных памятников эпохи правления «Короля-солнца» и наиболее ярким олицетворением абсолютизма – неограниченной власти королей на французской земле.

По приблизительным подсчетам, строительство Версальского комплекса обошлось французской казне в 10 521 867 кг серебра. Это очень тяжело пересчитать на современные деньги, поскольку стоимость драгоценных металлов, выраженная в их покупательной способности, неоднократно менялась.

Строительство продолжалось пятьдесят лет, и, более половины указанной суммы было потрачено на внутреннюю отделку дворцовых помещений.

Сады Версаля являются одним из самых посещаемых туристических мест в мире: их ежегодно их видит свыше шести миллионов человек. Кроме красивейшей регулярной архитектуры самих садов, парк изобилует фонтанами, созданными во времена Людовика XIV.

Гидравлическая система этих фонтанов не претерпела реконструкции с дореволюционных времен (имеется в виду Великая Французская революция, начавшаяся взятием Бастилии 14 июля 1789 года). Однако в связи с ограниченными водными запасами, в Версальском парке (в отличие от Петергофа, например) невозможно обеспечить постоянную работу фонтанов.

Поэтому грандиозные шоу, во время которых все фонтаны работают в полную силу, проводятся только в выходные дни летнего сезона.

Основными «структурными единицами» садов являются водоемы, фонтаны, гроты и боскеты. Последние представляют собой специфический, характерный для регулярного парка элемент ландшафтного дизайна, сформированный стриженными лиственными деревьями, образующими правильные геометрические фигуры, имитирующие архитектурные формы.

Во времена правления Людовика XIV была сформирована основная архитектура и ландшафтный дизайн садов, который сохранился до наших дней. При этом растения в садах неоднократно пересаживались.

Эти пересадки (репланации) были вызваны как реальной необходимостью подобных процедур для оздоровления растений, замены больных и слишком сильно разросшихся, так и изменениями в концепции и вкусах французских монархов и ландшафтных дизайнеров.

Сады Версаля перенесли не менее пяти масштабных репланаций, некоторые из которых были вызваны сильными ураганами, уничтожившими большую часть растительности. Последние из этих ураганов пронеслись совсем недавно – в 1990 и 1999 годах, явившись причиной потери нескольких тысяч деревьев. Все эти события привели к тому, что в наше время в садах нет растений – ровесников Людовика XIV.

В эпоху Великой Французской революции над садом Версаля нависла нешуточная угроза полного уничтожения, и, только благодаря усилиям и дипломатичности управляющего ботаническими садами Луи Клод Ришара, опасность удалось устранить. Правда, ценой этого стало полное открытие садов для «простого народа», результатом чего, по словам очевидцев, стала нормой картина стирки домохозяйками белья в фонтанах Версаля.

Одной из основных проблем Версальских садов всегда была вода. Огромные потребности в ней (которые постоянно росли) не могли быть удовлетворены за счет естественного водоснабжения, как это сделано, например, в Петергофе. Даже в наши дни фонтаны Версаля никогда не работают постоянно.

На протяжении двух веков, до появления современных систем водоснабжения, сады Версаля служили полигоном для воплощения самых инновационных, для своего времени, идей водоснабжения. Уже в XVII веке вода для фонтанов и полива растений подавалась в накопительные водоемы с помощью водокачек на ветряной и конной тяге.

Производительность первой водокачки (1664 год) составляла внушительные, по меркам тех времен, шестьсот кубометров воды в сутки. Однако уже через десять лет потребности возросли настолько, что пришлось реализовывать грандиозный проект по отклонению русла небольшой реки и установки на ней мощной ветряной водокачки.

Это позволило увеличить объем воды, доставленной в сады, до семидесяти двух тысяч кубометров. В 1865 году был введен в эксплуатацию грандиозный проект по подъему воды  к садам из Сены на высоту более ста метров. Объем воды, потребляемой Версалем, был такой же, как объем воды, потребляемой всем Парижем.

Во время «Праздника Фонтанов», когда все фонтаны Версаля работают в максимальном режиме одновременно, только одна послеобеденная сессия требует более десяти тысяч кубометров воды.

Если Вы собираетесь во Францию, то посетить Версаль  нужно обязательно. Но! Очень важно сделать это правильно, иначе он может обмануть ожидания. Собираясь в Версаль, обязательно учитывайте следующие вещи:

  • Фонтаны работают по графику, только в выходные и праздники. При этом время их работы едва ли составляет два-три часа в день. Поэтому, обязательно изучите график работы фонтанов, и, в соответствии с этим, определите порядок осмотра дворцов и садов. Для этого рекомендуем посетить Официальный сайт Версаля.
  • Сады и парк открыты ежедневно, а дворцы не удастся посетить по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря. Также на сайте можно узнать, какие части дворцов открыты для посетителей. 
  • Добраться до Версаля проще всего на RER (это такой гибрид метро и пригородной электрички в Париже и его окрестностях) до станции Versailles Rive Gauche. Поскольку билета туда-обратно нет, имеет смысл купить два билета – один для поездки туда, а другой обратно, чтобы потом не пришлось стоять в большой очереди. Подробности о работе RER, расписание и прочую полезную информацию можно взять здесь
  • Будьте готовы к тому, что перед входом в Версаль, вам придется пройти досмотр.
  • Стоимость полного билета в Версаль составляет 25 Евро в дни, когда фонтаны работают и 18 Евро в дни, когда они не работают.
  • Перед посещением Версаля изучите его карту и составьте приблизительный план маршрута, иначе Вы просто не успеете все посмотреть. Версаль огромен.

Удачи и ярких впечатлений!

Источник: https://sadik.ru/blog/sady-versalya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
vera-stori.ru Дачный дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: