Арбоскульптура: характерные особенности, изготовление своими руками, фото

Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев

Арбоскульптура – это плод человеческого труда, различные декоративные элементы, выполненные из деревьев. Можете ли вы представить себе дерево в форме человека? А быть может, вы видели шезлонг, выполненный из растущих кустарников? 

История возникновения

Прием был создан в начале 20 века. Простой фермер на участке вырастил сикоморы и своими руками переплел их. Соседи увидели шедевр и оценили. Это сподвигло Акселя Эрландсон на новые подвиги.

Он решился переплести уже 4 ствола. Творение было названо «Четырехножка». Спустя время к ферме пришла известность. В результате Аксель забросил все остальные дела и начал заниматься только придуманной им техникой.

Затем он отправился в Калифорнию и открыл там необычный «Древесный цирк». Туристы толпами стекались посмотреть на завораживающее зрелище.

Прием был создан в начале 20 века

После смерти фермера цирк какое-то время оставался заброшенным, но потом перешел к поклоннику творчества Акселя, и его восстановили. Затем арбоскульптура заинтересовала и других людей, но повторить успех Эрландсона так никому и не удалось. В наше время наиболее ярким представителем, обладающим способностями к созданию скульптур из стволов деревьев, считается Ричард Римс.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами.

При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья.

В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей

Поктре

Одним из подвидов арбоскульптуры является поктре. Это не что иное, как создание живой мебели. Основоположник способа — Питер Корр. Свое первое кресло он изготовил еще в 1987 году.

Самые известные его творения — это живые зеркала. Основная их особенность заключается в том, что стволы деревьев переплетаются таким образом, что у основания они переплетены вместе, а сверху как бы расходятся в стороны.

В итоге в получившуюся конструкцию можно вставить зеркало.

Одним из подвидов арбоскульптуры является поктре

Арбоскульптура может быть выполнена из различных видов растений – садовых слив, сикомор, черемухи. Поктре стал известен в креативном ландшафтном дизайне именно благодаря Корру. Однако поклонников  метода до сих пор не так-то много.

Все дело в том, что срок изготовления занимает длительное время. Так, для получения одного предмета потребуется примерно 6 лет. Ввиду этого ряд поктре выполняется искусственно, с применением корней, которые более гибкие и развиваются быстрее.

Как работать с арбоскульптурой

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток. Как это делается? Есть несколько способов:

  • закрепление ветвей на каркасе, форму которого они будут приобретать;
  • сращивание веток и стволов разных деревьев;
  • можно воспользоваться методом формирования плодовых деревьев на шпалере.

Каркас может быть любой формы, но обязательно металлическим. Шпалеры берутся только плоские.

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток

Повышенное внимание при создании представленного вида скульптуры должно отдаваться обрезке молодых ветвей, для которой следует использовать качественный садовый инструмент. Необходимо понимать разницу между вырезкой и подрезкой.

В первом случае побеги удаляются до основания. Во втором – просто убирается необходимая длина. Вырезка требуется для того, чтобы лишние ветки не мешали формированию придуманного образа. Подрезка направлена на изменение направления роста ветвей.

Техника предполагает и изменение корней дерева. Так, есть ряд деревьев, корневая система которых выступает за границы почвы. Тогда и их можно вовлечь в дело. При этом работа будет выполнена намного быстрее, а переплетать корни намного легче.

Тем не менее, такие деревья не могут использоваться в условиях России из-за сурового климата. Корневая система попросту замерзнет, а значит, и арбоскульптура будет испорчена.

Техника предполагает и изменение корней дерева

Создание деревянной вазы

Вам потребуется каркас. Затем на него высаживают однолетний саженец на карликовом подвое. Остается только обрезать побеги и активно подкармливать растение. Помните! Представленные растения несколько слабее, чем дикорастущие. После того как вы увидите, что саженцы прочно укоренились и чувствуют себя хорошо, каркас можно убирать. Но для этого потребуется несколько лет.

Точно так же выполняется спираль. Но для этого потребуется уже 4 саженца. Каркас при этом берется цилиндрической формы. Его ставят на 4 стойки.

Наиболее простая арбоскульптура

Намного сложнее срастить стволы различных сортов деревьев. При этом применяется такой метод, как прививка. Со стволов счищают кору, затем их соединяют и обвязывают. Затем деревья ставят на каркас. После того как они окрепнут – опять же, пройдет несколько лет, − каркас убирается.

Для тех, кто мечтает создать своими руками шедевр, но не готов ждать так долго, есть несколько дельных советов:

  • используйте такое дерево, как ива, – она вырастает за год до двух метров;
  • каркас лучше брать из биопластика.

Такие методы прекрасно решают основную проблему арбоскульптуры – долгий срок создания.

Арбоархитектура: все возможно

Согласно указанному принципу можно построить целый дом. Многие европейские дизайнеры уже стремятся воплотить идею в жизнь. Конечно, дом еще так и не построен, но беседки, стелы и прочие небольшие архитектурные формы уже растут. Вы тоже можете попробовать создать шатер из ив на своем участке.

Архитекторы из Германии соорудили башню, длина которой достигает 9 метров

Более того, применяя деревья, создаются даже соборы. Так, итальянский художник Д.Маури в Бергамо уже создает подобное сооружение. В основе лежит 42 колонны. Это деревья, которые закреплены на каркасе. Когда ветви переплетутся и вырастут, необходимость в каркасе отпадет.

Архитекторы из Германии пошли еще дальше. Они соорудили башню, длина которой достигает 9 метров. Для идеи было задействовано 200 саженцев и металлический каркас. Дизайнеры утверждают, что уже через пару лет башня будет отлично стоять самостоятельно.

На данный момент интерес к арбоскульптуре возрастает. В своих садах дизайнеры и обычные люди начинают выращивать удивительные растения. Кто знает, может, совсем скоро дома, выполненные из переплетенных стволов и ветвей, войдут в моду!

Арбоскульптура (фото)

 http://dachadecor.ru/sadovaya-skulptura/arboskulptura-fantaz…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://newdom.mirtesen.ru/blog/43909034055

Дачный дизайн с экзотикой: техника создания арбоскульптур из деревьев

Необычные вещи привлекали людей во все времена. А если удивительные формы принимают живые деревья, то мимо такой красоты никто не пройдет равнодушным.

Одним из ювелирных направлений в ландшафтном искусстве можно назвать арбоскульптуру — выращивание деревьев в форме кресел, геометрических фигур, витиеватого орнамента и даже людей. Но не путайте арбоскульптуру с топиари и бонсай. Это три разных техники, и в чем их различие – разберемся на конкретных примерах.

К тому же простейшие формы арбоскульптуры может создать любой дачник, у которого хватит выдержки и терпения для формовки, прививки и ухода за своими скульптурными деревьями.

Арбоскульптура – не новое направление. Его придумали еще во второй половине 19 века в Америке. Но до этого времени деревья, выращенные в технике арбоскульптуры, встречаются в Европе редко, а уж на территории стран бывшего Советского Союза и вовсе считаются экзотикой. Так что если вы хотите удивить всех знакомых и друзей, попробуйте создать в этой технике хоть одно дерево.

На таком оригинальном кресле понравится сидеть не только гостям, но и собственным детям, которые сделают его главным объектом для игр

Суть арбоскульптуры в том, чтобы в процессе выращивания растения придать ему причудливые формы с помощью искривления ствола, формовки ветвей и, если надо, прививок.

На первый взгляд, техника смахивает на бонсай, где тоже бывают искривленные стволы. Но бонсай – искусство выращивания миниатюрных деревьев с полным сохранением признаков большого.

А в арботехнике специально изгибают растение, придавая ему ненатуральную форму.

Разные формы можно придать культурам и с помощью техники топиари. Но в этом случае оригинальные формы и фигурки получаются благодаря постоянной стрижке листвы и тонких веточек. А в арбоскульптуре листья не трогают.

Задача садовника — преобразить форму ствола, искривить скелет, пока он не успел одревеснеть. Причем можно экспериментировать не с одним саженцем, а объединять в один ансамбль по 3,4 и более деревьев.

Их стволы соединяют методом прививки, а уж деревья сами залечивают раны, намертво прирастая друг к другу и образуя в месте соединения шрамы-наросты.

Прививки используют, когда создают скульптурную композицию из нескольких деревьев, а форму одного растения меняют с помощью сгибания ствола и ветвей

Какие деревья подойдут для арбоскульптуры?

Чтобы дерево стойко переносило все неприятности, которым будет его подвергать хозяин, оно изначально должно быть приспособлено к климату данной местности.

Так что из самых обычных берез, рябин, кленов и черемухи легче всего создать скульптурные шедевры.

Плодовые также неплохо переносят формовку, но урожаи начнут давать немного позже обычного срока: не через 4-5 лет (яблоня), а к 7 году.

Начинать осваивать новую технику лучше с ивы или сливы. Обе они быстро растут, хорошо приживаются и не требуют особого ухода. Если приобретать деревце в питомнике, то сразу надо узнавать, из каких краев привезено. Лучше чтобы оно было выращено на отечественных землях.

Полный список деревьев, которые легко поддаются искривлению, можно найти в энциклопедиях бонсай, так как эта техника получила гораздо большую популярность и, соответственно, больше транслируется в интернете. Правда, обращайте внимание на то, что для арбоскульптуры нужны именно деревья, в то время как бонсай подвергают и низкорослые кустарники.

Создать такой стол можно из любого крупного дерева, вроде липы, клена или даже плодовых культур, привитых на карликовые подвои

С чего начать: простейшие формы

Простейшим вариантом арбоскульптуры считается дерево, ствол которого изогнут зигзагом. Для того, чтоб получить такое чудо, надо:

  1. Купить саженец с гибким стволом. (Проверьте при покупке, слегка подвигав ствол в стороны. Если ствол успел одревеснеть – ищите более молодой саженец).
  2. Посадите растение не вертикально, а под некоторым углом (до 30 градусов), чтобы оно укоренялось уже с изгибом.
  3. Попробуйте наклонить макушку деревца и найдите то место, в котором оно лучше всего поддается сгибанию. Чаще всего это место в верхней, самой молодой части ствола.
  4. Все ветви ниже точки сгиба обрежьте на кольцо (прямо возле ствола, без пеньков).
  5. Из двух палок сбейте крестовидную опору так, чтобы она была выше саженца на 10-20 см, а место пересечения палок припадало на 1/3 верха опоры.
  6. Вкопайте опору в землю так, чтобы ствол оказался примерно по центру между палками.
  7. Привяжите к одной палке саженец, начиная от точки сгиба растения и до половины оставшейся части. Остаток верхушки изогните в противоположную сторону и привяжите ко второй палке, которая идет под углом к первой.
  8. Если растение слишком мало, сгибайте его только в одном месте и ждите пару месяцев, пока оно в таком состоянии подрастет, чтобы иметь возможность повторить изгиб.

Сгибать стволы можно только весной-летом, когда в дереве пошло сокодвижение. До этого момента саженец не обладает гибкостью и может треснуть при наклоне.

Угол изгиба ствола можно варьировать с помощью крестообразной опоры, раздвигая ее части подальше или поближе до момента фиксации дерева

Все скелетные ветви, находящие выше места первого сгиба ствола, надо тоже формировать. Для этого на дереве оставляют самые сильные ветки и придают им угол наклона, подвешивая на концах грузики.

Если нужна строго горизонтальная линия или точно заданное направление, прибивают к основной опоре горизонтальные рейки в точках, где ветка отходит от ствола, и привязывают к ним середину и край ветки.

Когда вы увидите, что ствол и ветви огрубели, стали твердыми, можете снимать поддерживающий каркас. Изгибов ствола можно создавать таким образом сколько угодно, меняя опоры на более высокие.

Читайте также:  Работы весной в саду и огороде: снятие укрытий, обрезка, защита от ожогов, внесение удобрений, замена мульчи, профилактика болезней и вредителей

Скульптурные вазы из плодовых деревьев

Чтобы плодовые деревья вписались в ландшафт, можно усовершенствовать их форму, создав из ствола вазу, цветок, кубок, спираль и пр. В таком виде они будут декоративны в любое время года. Сделать скульптурный шедевр несложно, но придется формировать крону несколько сезонов.

Этап 1. Создание каркаса

Первым делом продумывают, какой формы будет дерево. Рекомендуем начать с вазы. Для этого сваривают металлический каркас в форме вазы, высотой и шириной не более 2 метров и устанавливают его на том месте, где предстоит расти деревцу. Каркас представляет собой кольцо метрового диаметра снизу, от которого идут вверх металлические изогнутые штыри (6-10 штук), с имитирующие форму вазы.

Сверху все штыри завариваются между собой с помощью еще одного металлического кольца, диаметром до 2 метров. Устанавливать надо основательно, чтобы каркас не покосился или осел со временем.

Если каркас чаши делать шириной более 2 метров, то желательно вставить опорное кольцо и посередине, чтобы конструкция хорошо держала форму

Этап 2. Посадка саженца

Порядок работ:

  • По центру нижнего кольца каркаса высаживают деревце. Делать это надо осенью, чтобы к весне растение укоренилось.
  • Саженец должен быть однолетний и привитый на карликовый подвой.
  • Ранней весной срезают весь верх саженца, оставляя только 30 см ствола.
  • Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти.
  • Остальные ветви срезают на кольцо.
  • Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Этап 3. Формовка основания древесной чаши

Лишенное центрального проводника, т.е.макушки деревце даст прирост боковых побегов. Из них оставляют только верхние, число которых должно быть равно половине числа металлических штырей каркаса. Если у вас ваза из 10 граней, оставляйте 5 веток, если из 6 – 3. Им дают возможность свободно расти. Остальные ветви срезают на кольцо.

Все следующее лето следят за ростом основных верхушечных побегов. Чтобы ветви имели одинаковую толщину, можно регулировать питание, наклоняя их в разные стороны. Если побег хилый – выпрямляйте его как можно вертикальнее и фиксируйте к каркасу. Если слишком выделяется толщиной от остальных – пригните горизонтально, чтоб приостановить движение соков.

Для четкого прослеживания красивой формы ствола, всю боковую поросль надо своевременно удалять, оставляя штамб абсолютно чистым, лишенным ветвей

Этап 4. Создание каркаса из ветвей

За год скелетные верхушечные ветви окрепнут, поэтому весной проводят их глубокую обрезку, оставляя только небольшую часть с двумя почками. Остальное – удаляют.

Из двух почек вырастут новые побеги, которые и станут гранями чаши. Каждый побег по мере роста фиксируют на штырях каркаса, чтобы придать ему строгое вертикальное положение.

Вам остается следить за развитием дерева, подрезать на основных скелетных ветвях боковые побеги. Оставляйте на каждой древесной “грани” по 3-4 побега, срезав их верхушки до уровня второго от начала листа.

На них начнут формироваться плодовые почки, и со временем ваша ваза покроется сочными фруктами.

Когда главные ветви достигнут верхних точек поддерживающего каркаса и одревеснеют, можете убирать металлическую конструкцию. Отныне дерево само будет держать заданную форму, а вам лишь останется прореживать лишние побеги и сдерживать рост верхушек, чтобы не потерялся скульптурный эффект.

Конструкции из нескольких деревьев

Достаточно просто создаются скульптурные композиции из нескольких деревьев. К примеру, из 4 ив или берез можно создать ошеломляющей красоты спираль. А делается это просто:

  • Готовим каркас. Нужно сварить каркас из металла в форме цилиндра. Цилиндр состоит из одинаковых колец снизу и сверху (до 2 метров в диаметре), и четырех штырей между ними. Штыри должны быть приварены на одинаковом расстоянии друг от друга. Далее вокруг штырей оборачивают толстую проволоку, начиная снизу и наматывая ее на каркас спиралью под углом в 40-45 градусов. Расстояние между спиральными кольцами – 35-40 см.
  • Сажаем и стрижем деревья. Затем высаживают 4 однолетних деревца по наружной стороне конструкции в точках, где у каркаса идут вверх опорные штыри. Стволы фиксируют к штырям, чтобы они развивались строго по вертикали. Скелетные ветви оставляют только те, что находятся на уровне проходящей спирали, и привязывают их к проволоке. Остальные удаляют на кольцо. На стволе в 2 метра высотой у вас должно получиться примерно по 5 ветвей. В какую сторону их направлять – смотрите по податливости побега. Куда он сам клонится легче, туда и фиксируйте. Постепенно ветви обмотают проволочную спираль, а через 2-3 года одревеснеют. Отходящие от этих ветвей побеги удаляйте, чтобы они не ослабляли рост главных ветвей.

Когда вся спираль закроется ветками, и они станут толстыми, проволоку снимают, а каркас разбирают. Получившаяся древесная спираль непременно будет выделяться в ландшафте, вызывая зависть у окружающих.

Нижнее опорное кольцо каркаса можно и не делать, если боковые штыри загнать глубоко в землю, чтобы они надежно держались

Как вы поняли из инструкции, стать скульптором в собственном саду весьма просто: нужно лишь иметь желание и хорошего сварщика под рукой, который сделает опорные каркасы.

Источник: https://diz-cafe.com/ozelenenie/texnika-arboskulptur.html

Скульптуры из живых деревьев как элемент ландшафтного дизайна

С каждым годом в садоводстве и ландшафтном дизайне появляется все больше новых тенденций. Иногда плоды бесконечных экспериментов завоевывают сердца любителей и профессионалов и выделяются в самостоятельные направления. Так произошло и с арбоскульптурами: они прочно заняли свою «нишу» в дизайне сада.

 
Арбоскульптура – особое искусство создания скульптур из живых деревьев Что же на самом деле скрывается под этим названием? Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура. Все просто: «дерево» + «скульптура» = «скульптура из дерева». По сути так оно и есть.

Только один важный нюанс: дерево должно быть живым, а не срубленным и обработанным.
Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su

Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев.

С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.

Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе.

Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону.

Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе.

В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».

Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк». Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.
«Древесный цирк». Фото с сайта matadornetwork.com Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».

После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).

Из живых деревьев можно создать какие угодно фигуры и, как уже упоминалось выше, малые архитектурные формы. Поэтому деление на виды и подвиды очень размыто. Одно можно сказать точно: особняком от арбофигур и скульптур стоят поктре («живая» мебель) и арбоархитектура.

В 1987 году Питер Кук представил общественности первое «живое» кресло. 
Живое кресло. Фото с сайта colors.life Но известен он стал благодаря «живым» зеркалам, которые можно назвать фирменным изделием мастера.

Суть такого зеркала состоит в том, что у основания стволы деревьев переплетены друг с другом, затем они начинают постепенно расходиться, чтобы сверху разойтись в разные стороны. В получившуюся конструкцию вставляется зеркало. Для своих творений Кук использовал сливы и черемуху.

Однако «живая» мебель не пользуется бешеной популярностью:

  1. Во-первых, потому что эти изделия на любителя; 
  2. Во-вторых, подойдут далеко не к каждому интерьеру; 
  3. В-третьих, растет такая мебель очень долго. Есть вероятность того, что пока заказанное кресло или стул будет формироваться, надобность в нем пропадет.

Многие дизайнеры видят будущее архитектуры в отказе от пластика и других искусственных материалов. Хотя и сооружениями из натуральных уже никого не удивишь. На помощь любителям отчаянных экспериментов пришла арбоархитектура. В Европе нередко можно встретить «живые» шатры, беседки и даже небольшие дома.

Не правда ли, отличное решение для теплых стран? Дешево, экологично…Но, опять же, долго! Есть и еще пара примеров:

  • «Световая башня» или, как ее еще называют, «Стройботаническая башня» в Германии; 
  • «Живой дом» Константина Кирша – опять же в Германии;
  • Но больше всего поражает Собор Вегетале, возведенный, точнее, посаженный и выращенный Джулиано Маури в Италии. Художник высадил две рощи, которые превратились в величественные готические базилики. Переплетенные деревья образуют 42 колонны, которые держатся на каркасе. Когда архитектурная форма окончательно сформируется и деревья станут крепкими, необходимость в нем отпадет.

Собор Вегетале. Фото с сайта mobypicture.com

Интересно: Компания TreeNovation разработала концепт «живой» детской площадки, которая называется «Более добрый лес». В 2005 году этот проект был признан одним из самых перспективных по мнению Japan Design Foundation. Авторы предлагают вырастить детскую площадку из живых деревьев. «Она будет функциональная, приятная и зеленая!».

Читайте также:  Выпечка из слоеного теста: рецепты с фото, пирожки в духовке из дрожжевого теста, сладкие булочки, начинка с луком, творогом

Чтобы создать даже самую маленькую арбоскульптуру, понадобится много времени и терпения. Тем, кто все же решится на это, нужно правильно выбрать породу деревьев. Прежде всего это растения, давно адаптированные к местному климату, а также не ломающиеся при сгибе.

Из плодовых деревьев хорошо себя зарекомендовали вишня, яблоня, слива, алыча. Можно обратить внимание и на декоративные лиственные: клены, липы, березы, ивы, рябины.

Ландшафтные дизайнеры предлагают дачникам попробовать вырастить свои скульптуры, инструкции можно найти в журналах и на просторах интернета. Среди них — «живая» ваза. Для нее понадобится каркас (лучше всего из биопластика). В центре него находится саженец на слаборослом (карликовом) подвое.

Ваза Alastair Heseltine. Фото с сайта gardeninglife.xyz

Важно: карликовый подвой – подвой, позволяющий получить низкорослую форму деревьев.

После посадки начинающему арбоскульптору придется проводить ежегодную обрезку и подкормку. Интересно то, что подобные деревья всегда слабее своих сородичей, поэтому требуют большего ухода. Когда растение окрепнет, каркас убирается.  

А вы бы рискнули создать свою собственную арбоскульптуру?

Источник: https://7dach.ru/FrolovaEkaterina/skulptury-iz-zhivyh-derevev-kak-element-landshaftnogo-dizayna-88921.html

Вы это видели? Арбоскульптура – это шик или шок?

Арбоскульптура – это оригинальный способ выращивания деревьев в виде декоративных причудливых форм. Удивительные “живые” композиции можно воссоздать на дачном участке.

Неутолимая тяга людей ко всему необычному присуща многим. Именно она лежит в основе арбоскульптуры – искусства создания причудливых силуэтов, форм, очертаний, воплощенных в живых деревьях. Это направление ставит целью придать стволу и ветвям неестественную, заранее продуманную, форму.

В результате дерево приобретает очертания фигур людей, предметов мебели, пространственных геометрических объектов или замысловатого орнамента. Для создания арбоскульптуры потребуется немало времени и усилий.

Чтобы придать деревьям причудливую форму, необходимо формировать рост ветвей, целенаправленно обрезать лишнее, искривлять ствол и, при необходимости, делать прививки.

Как создать арбоскульптуру на участке?

Композицию из дерева, выращенного необычным способом, можно создать на дачном участке. Простейший образец арбоскульптуры − дерево, изогнутое зигзагом. Для эксперимента на дачном участке потребуется:

  • приобрести саженец с неодревесневшим (гибким) стволом;
  • посадить деревце под определенным углом (до 30 градусов);
  • найти наиболее гибкое место ствола, согнуть его в этой точке (или в двух);
  • обрезать все ветви ниже точки сгиба (без пеньков);
  • сконструировать крестовидную опору из бамбуковых реек, чуть выше саженца;
  • привязать саженец к одной из реек в точке сгиба ствола и выше. Остаток верхушки отогнуть в другую сторону, привязав ко второй рейке.

Изгибать стволы рекомендуют весной, в период активного сокодвижения. В другую пору недостаточно гибкий саженец может треснуть при попытке наклона.

Экспериментировать можно не с одним экземпляром, а объединять в единый ансамбль несколько деревьев. Для создания сложной композиции выбирают каркас заранее намеченной формы (например, цилиндр). Материалом для него служат деревянные рейки или металл.

Арбоскульптура

У основания цилиндрического каркаса (в 4-х точках) осенью высаживают деревца (желательно однолетние саженцы). Ранней весной полностью срезают их верхушки, оставляя около 30 см. На каркасе закрепляют ветви, придавая им необходимую форму. Далее сращивают стволы и ветви нескольких деревьев.

Создание изогнутых форм напоминает формирование фруктовых деревьев, закрепленных на шпалере. При сращивании разных стволов используют прививочный способ.

Для этого древесину двух деревьев аккуратно очищают от коры, прикладывают стволы друг к другу и крепко обвязывают. После обвязанные стволы крепят к каркасу.

Нарастив корни (2-3 года), деревья причудливой формы смогут самостоятельно держать форму.

Растения для арбоскульптуры

Для создания арбоскульптур рекомендуют древесные породы, не ломающиеся при сгибе, и приспособленные к местному климату. Скульптурные шедевры получатся из клена, липы, рябины, березы, черемухи.

Самым удобным вариантом являются эксперименты с ивой или мелкоплодовой сливой. Они прекрасно растут, не требуя особого ухода, отличаются высокой приживаемостью.

Неплохо переносят скульптурную формовку многие плодовые – яблони, вишни, алыча.

Современные арбоскульптуры – инновационные решения

Дизайнеры предлагают формировать живые композиции на каркасе из новейшего материала – биопластика, а за основу брать быстрорастущие деревья, например, ивы.

Это позволит избежать длительного срока получения результата.

Данное направление получило немалое распространение в Европе, где в парках и частных садах по принципу арбоскульптуры строят зеленые коридоры, тоннели, шатры.

Источник: http://diy.usadbaonline.ru/ru/2014mar/design/8084/

Статьи

Одним из самых привлекательных вариантов оформления приусадебного участка является альпийская горка в самом его центре. Она может быть совмещена с водопадом, став частью единой композиции. Например, пруд или небольшая искусственная речушка перетекающ

Подробнее

Альпийская горка, без сомнения, является отличным элементом ландшафтного дизайна, создавая отличное место для украшения дачного участка. Создание этого компонента выполняется в несколько этапов, первый из которых был выполнен ранее и включал подготов

Подробнее

Пруд на собственном участке – это отличная идея, которую необходимо не только воплощать в реальность, но и совершенствовать. Во-первых, его необходимо окультурить, если уже имеется. Если его нет, то естественно, необходимо вырыть. Сделать это не все

Подробнее

Для того, чтобы пруд радовал чистотой своей воды Вас и Ваших гостей, не источал неприятных запахов тухлой воды и не превращался в болото, за ним необходимо правильно ухаживать. Первым шагом к этому является обустройство системы очистки, которая должн

Подробнее

Для создания поистине уникального места, предназначенного не только для дневных прогулок, но и для активного отдыха в ночное время обязательно потребуются различные системы подсветки декоративных растений, малых форм, дорожек и прочих элементов дизай

Подробнее

Под арбоскульптурой подразумевают декоративные элементы, сделанные из «живых» деревьев/кустарников вручную. Можете себе представить растущее дерево в форме человека или кустарники в виде шезлонгов?  Ландшафтный дизайн участка, в котором присутствует арбоскульптура, представляет собой эксклюзивный вариант оформления сада/парка.

Немного истории

В начале двадцатого века был создан прием – арбоскульптура. Аксель Эрландсон, обычный фермер, вырастил сикоморы и переплел их руками. Прохожие увидели шедевр и оценили.

Далее фермер переплел вручную 4 ствола. Данное творение назвали «Четырехножка». Получив известность, фермер начал осваивать свою технику.

Особенности

Под данной техникой подразумевают выполнение различных фигур из стволов деревьев или кустарников. При этом выращивают таким образом, чтобы из них получились требуемые фигуры.

Некоторые дизайнеры считают, что арбоскульптура является подвидом топиарного искусства или искусства бонсай.

Однако это не так. Если под бонсаем подразумевают обрезание и выравнивание листьев и ветвей, то техника арбоскульптура направленна на работу со стволами, При этом в искусстве бонсай стремятся сделать так, чтобы растение было похоже на настоящее дерево. В арбоскульптуре наоборот после приложения усилий должно получиться что-то новое и уникальное.

Техника

Суть техники заключается в том, чтобы изменить форму стволов и веток. Для этого применяют один из способов:

 осуществляют крепление веток к каркасу, форму которого они будут приобретать;

  • соединение (сращивание) стволов/веток разных деревьев;
  • способ формирования плодовых деревьев на шпалере.

Что касается первого метода, то форма каркаса может самой необычной. Трафарет изготавливают исключительно из металла. Шпалеры  используют только плоские.

Особое внимание в процесс создания шедевра следует уделять обрезке молодых ветвей. Следует понимать разницу между вырезкой (побеги удаляют до основания) и подрезкой (удаляют лишнюю длину).

Вырезка необходима для того, чтобы устранить ветки, мешающие формированию нужной формы. Что касается подрезки, то она нужна для того, чтобы изменить направление роста веток.

Следует отметить, что под данной техникой также подразумевают изменение корневой системы деревьев. Корни многих деревьев выступают за границы почвенного покрова. В этом случае их вовлекают в работу.

Созданный дизайн участка с помощью данной техники будет не только привлекательным, но и уникальным.

Источник: http://www.greenmich.ru/stati/arboskulptura-osobennosti-i-texnika-ispolneniya/

Что такое арбоскульптура и как с ней работать?

Хотите иметь у себя дом из живых деревьев? Не шалаш из веток, а полноценное жилье, растущее вместе с вами. Как у обитателей планеты Пандора из фильма «Аватар».

Считаете, слишком смело? А вот и зря! Арбоскульптура, или искусство создания фигур из живых деревьев, позволяет вырастить на участке все, что угодно – от геометрических композиций до целых строений.

 Хорошо знаете, что такое садовая прививка? Тогда этот материал точно для вас!

Немного истории

Использовать живые растения для создания сооружений люди начали довольно давно. Раньше в основном это были мосты. Например, в Индии по сей день строят, а точнее, выращивают мосты из отростков корней каучукового дерева.

Просто ждут, когда отросток дотянется до противоположного берега, и затем укореняют его в почву: 10 — 15 лет – и живой мост готов. В Японии по тому же принципу в древности строили подвесные мосты из виноградной лозы.

Только отростки не укореняли, а переплетали друг с другом.

Но это – сугубо утилитарный подход. И только в 20 веке создание фигур из деревьев превратилось в искусство. Арбоскульптура обязана своим появлением Акселю Эрландсону, американскому фермеру.

Его первыми живыми скульптурами стала спираль из двух сикомор и причудливая «четырехножка» из соединенных деревьев.

Затем было множество других скульптур и целый «Древесный цирк» — название говорит само за себя.

Его последователь Ричард Римс и придумал термин арбоскульптура. А два других последователя, Питер Кук и Бэки Нортей, придумали выращивать из деревьев живую мебель и назвали это искусство Pooktre.

Часто этот термин используется как синоним арбоскульптуры. Они используют не сикомору, а садовую сливу и черемуху.

Стараниями мастеров в садах появляются кресла, шезлонги и даже зеркала из деревьев, которые никогда не сдвинешь места – они просто растут…

Единственный минус уникальных скульптур – срок «изготовления». Например, одно кресло или человек-дерево растут 6-8 лет.

Как это делается?

Как уже понятно, дизайнер, работающий с арбоскульптурой, имеет дело со стволами и ветками. В этом отличие арбоскульптур от топиаров – искусно подстриженных деревьев и кустарников.

Общее у них только в том, что в угоду автору деревьям придаются заведомо неестественные для них формы.

И это – главный довод защитников природы против аброскульптур – мол, бедные деревья, кто ж их так скрутил в рогалик!

Останемся в стороне от споров и разберемся, как это делается. Основные операции для создания арбоскульптуры – это закрепление ветвей на каркасе для придания нужной формы и сращивание стволов и веток разных деревьев.

Придавать стволам форму можно по принципу формирования плодовых деревьев на шпалере. Только шпалеры, как правило, плоские, а каркас для арбоскульптур может быть каким угодно. И не деревянным, а металлическим.

Например, в виде того же кресла.

Или такой вазы из дерева.

Для ее создания устанавливается каркас, в центре него высаживается однолетний саженец на карликовом подвое. Дальше – дело техники. А именно, правильной ежегодной обрезки побегов и подкормки растения.

Такие растения всегда слабее сородичей, живущих в естественных условиях. Спустя годы каркас можно будет убрать. По тому же принципу из четырех саженцев можно сформировать спираль.

Только каркас должен быть цилиндрической формы, установленным на четырех стойках.

Более сложная задача – сращивание стволов разных деревьев. Здесь используется принцип прививки. Стволы очищаются от коры и скрепляются друг с другом обвязочным материалом. Если нужно, они сразу же крепятся на каркас и остаются в таком виде год-два, пока не окрепнут и не смогут самостоятельно держать форму.

Современные дизайнеры предлагают формировать арбоскульптуры на каркасе из специального биопластика. А в качестве «подопытных» деревьев использовать быстрорастущие ивы, способные за год вырасти на 2 метра.

Это почти решает главную проблему арбоскульптуры – слишком долгий срок получения результата.

И, по мнению авторов проекта «ATREE?» («Дерево?»), дизайнеров из Роттердама, таким деревьям можно придавать любые формы – например, кругов или букв.

Еще один интересный проект — «Более добрый лес: живая детская площадка» от компании TreeNovation. Супер экологично и очень красиво! Правда, пока только в проекте.

Читайте также:  Глоксиния соната: уход в домашних условиях, посадка семян

Арбоархитектура – живые дома

Создавать целые дома из живых деревьев – в наш век пластика эта идея все больше привлекает дизайнеров. Пока не дома, но шатры, зеленые коридоры, стеллы, созданные по принципу арбоархитектуры, сейчас уже вовсю строятся в Европе.

А почему нет – разрешения на строительство не требуют, стоят дешево. Например, что-то подобное этим шатрам из ив можно соорудить и на своем участке. Саженцы закрепляются на каркасе.

Вполне можно обойтись без прививок – побеги можно просто переплетать друг с другом.

Арбоархитектура находит свое выражение в проектах настоящих домов и даже соборов! И они уже воплощаются в жизнь. Например, в известном на весь мир соборе из живых деревьев, созданном итальянским художником Джулиано Маури в Бергамо.

Основой конструкции собора служат 42 живые колонны – деревья, закрепленные на деревянном каркасе. Со временем деревья сформируют арки и перекладины и необходимость в каркасе отпадет. Пока собор «растет».

А вот пример виртуозной прививки. Архитекторы из Германии соорудили живую башню из ив высотой 9 метров. Две сотни саженцев привиты друг с другом так, что создают переплетение на металлическом каркасе. Архитекторы уверены, что через несколько лет башня будет стоять самостоятельно.

А такие живые дворцы строят другие немецкие архитекторы из группы Sanfte Strukturen. Тоже из ивы.

Более подробно этот дворец можно рассмотреть на видео. Наслаждайтесь!

Источник: https://www.mechtaevo.ru/blog/post_2313

Арбоскульптура – искусство будущего

Насколько же другим был бы наш мир, если бы в нем не было деревьев! Стоит только представить… Весенний цвет фруктовых деревьев, взрыв красок в осеннем парке, шелест листвы под ногами или благодатная тень в знойный летний день – всего этого просто нет. От таких представлений становится как то не по себе!

Не смотря на это, многие уже давно перестали воспринимать деревья, как что-то необычное. Возможно, именно это побудило создателей Калифорнийского сада, который иногда называют «Древесный цирк», к созданию той коллекции арбоскульптуры, мимо которой пройти просто не возможно.

Что такое арбоскульптура

«Древесный цирк» стал наследием, одного удивительного человека, которого звали Аксель Эрландсон, а точнее наследием его хобби.

Хобби, которое пока не так широко известно, несмотря на свою почти столетнюю историю, но которое активно набирает обороты и толпы поклонников по всему миру.

В этой статье речь пойдет об арбоскульптуре, если попросту – о деревоформировании. Кстати, ничего общего с техникой бонсай у этого искусства нет.

Арбоскульптура по своей сути – это удивительный пример терпения и воображения человека. Ведь главная особенность и отличие арбоскульптуры заключается в естественности, а точнее в том, что дерево должно быть максимально природным и обладать естественными качествами.

Все, чем занимается pookter-мастер – это направление растения по мере его развития, за счет чего и придается удивительная форма стволу дерева или скульптуре.

Хотя, наверное, трудно назвать естественной ту картину, когда стволы двух деревьев закручены узлом в бант! С другой стороны, эти деревья являются одним из наиболее заметных проявлений человеческой любви к природе.

Что нужно знать будущему арбоскульптору

Удивительно, что, несмотря на всю сложность, а порой и невероятность, форм, которые встречаются в парке Акселя, каких-то тайных знаний и премудростей в арбоскульптурном искусстве не существует.

Любой любитель садовод, у которого есть хоть какие-то знания о том, что такое селекция и который хоть раз прививал к дереву ростки, вооружившись садовым инструментом, может приступать к превращению своей усадьбы или дачного участка в великолепный музей под открытым небом. И на это есть несколько причин.

Первая из них и самая главная, это то, что у большинства мастеров арбоискусства самый распространенный материал для создания шедевров – самые обычные садовые деревья: вишня, слива или груша. Одна из особенностей этих деревьев – это хорошая предрасположенность к прививанию, и гибкость стволов.

Вторая, это инструмент, которым пользуются pookter-мастера. Инструмент, который они используют – самый нехитрый садовый секатор, пилка и еще ряд инструментов, которые используют мастера бонсай.

Третья, это то, что пределу фантазии или каких-то ограничений здесь просто не существует! Деревья могут быть выражены в форме кресла, столов, балерины и даже здания. Одна из самых удивительных скульптур, которая была создана арбо-скульптором – это настоящий замок, сплетенный из нескольких сотен стволов.

Жизнь на деревьях

А, почему бы и нет! Кто знает, возможно, сейчас, арбоскульптура – это только искусство или чье-то хобби, в которое он вложил душу и свою жизнь, а возможно – это будущее всего человечества. Будущее, где не будет нефтепродуктов и ГМО.

Где все будет экологически чистым и природным, потому что в них не будет надобности. Где все будут уважать друг друга и любить, потому что будут жить на деревьях, и не от кого будет прятаться, и что-то прятать. Возможно, но это в будущем.

А пока, можно взять и просто посадить в саду или на даче, или прямо перед окнами во дворе обычный саженец, какой-нибудь вишни или сливы.

Источник: http://www.stroypraym.ru/arhitektura/landshaftnyj-dizajn/1070-arboskulptura-iskusstvo-budushchego.html

Арбоскульптура в ландшафтном дизайне и проектировании

Для того чтобы украсить свой участок деревьями особенной формы, в ландшафтном дизайне используют разные способы. Наиболее известный и распространенный вариант – стрижка кроны, с помощью которой можно получить как просто аккуратную живую изгородь, так и самые настоящие зеленые скульптуры, изображающие людей и животных.

Однако придавать форму деревьям можно еще и посредством изменений, связанных со стволами и ветвями.

В процессе роста эти части растения определенным образом направляют, обрезая лишние и культивируя нужные побеги, в результате чего получаются интереснейшие арт-объекты, способные украсить сад самого требовательного и привередливого хозяина.

Технологические особенности арбоскульптуры

Термин «арбоскульптура» произошел от латинского слова arbour, означающего «дерево». Действительно, именно живое дерево является в этом виде искусства и материалом, и результатом наших манипуляций.

Приступая к работе над скульптурой, дизайнер, первым делом, рисует эскиз в соответствии со своим замыслом. Это может быть любой предмет быта, мебели, фигура человека или животного и даже подобие здания.

Части данного объекта должны соотноситься со стволом и ветвями того или иного дерева.

Важной частью в ландшафтном проектировании является выбор вида и сорта растения, из которого будет формироваться арбоскульптура. При этом художник должен отлично ориентироваться в свойствах каждого дерева.

Приступая к работе, необходимо учитывать скорость и ритм роста, особенности естественного формирования кроны, условия произрастания.

По опыту ландшафтных дизайнеров компании “ПозитивПроект”, без этого невозможно правильно рассчитать все тонкости подгонки ветвей будущей скульптуры в соответствие с эскизом.

Для достижения цели мастера арбоскульптуры используют различные каркасы, шпалеры, которые помогают направлять рост стволов и веток. Каркасы выполняются из металла и имеют ту форму, которая соответствует изначальному замыслу скульптора. Важным методом работы является сращивание ветвей.

С его помощью можно сформировать различные элементы округлой формы, например, выполнить имитацию головы человека. Также сращивание незаменимо при возведении из живых стволов плотных стен, например, беседок или ширм. Еще один прием в арсенале мастера – обрезка новых ветвей, которые не вписываются в задуманный образ.

Принцип, по которому скульптору от исходного материала следует отсекать все лишнее, работает и в этом виде искусства.

Стволы и ветви – главное выразительное средство арбоскульптуры, но не забывают ландшафтные дизайнеры и о корнях. Бывает, что корневая система деревьев поднимается над поверхностью почвы, в этом случае ее тоже можно использовать для формирования арт-объекта.

Данный прием очень выгоден, так как корни переплетаются проще и быстрее, работать с ними легче, чем с другими частями деревьев. Стоит отметить, что манипуляции с корнями возможны только в странах с теплым климатом, где обнажение корневой системы не грозит растению обморожением.

В России дерево с открытыми корнями просто не перезимует.

Создание арбоскульптуры в ландшафтном дизайне и проектировании – длительный процесс, что связано, конечно, с небольшой скоростью роста деревьев. Для того чтобы увидеть результаты своего труда, вам понадобится около десяти лет планомерной работы с растением.

Арбоскульптура в ландшафтном дизайне вчера, сегодня, завтра

Появившись в начале двадцатого века, это занятие постепенно распространялось по Европе и к настоящему моменту стало достаточно популярным хобби для западного зарубежья. Первыми выращивать деревья в соответствии с заданным образом придумали Джон Крубсак и Аксель Эрландсон.

В Америке даже имеется целый парк, где можно увидеть деревья самых удивительных и непредсказуемых форм. Называется он «Цирк деревьев».

Будучи организованным Акселем Эрландсоном в 1947 году, со временем он стал известнейшей в Калифорнии достопримечательностью, на которую съезжаются посмотреть тысячи туристов со всего света.

А начиналось все с простой случайности: обычный фермер Эрландсон у себя в саду переплел стволы сикоморы, что было с энтузиазмом воспринято соседями. Вдохновившись успехами в плетении ветвей деревьев, садовод забросил все свои занятия и полностью посвятил себя новому делу.

В последнее время идея начала набирать все большие обороты. Так, в 1996 году Питер Кук и Беки Нортей открыли проект «Pooktre». Дизайнеры работали со сливой, черемухой, рябиной, сикоморами и т.п.

Арбоскульптором с мировым именем можно назвать Ричарда Римса.

Деятельность талантливых дизайнеров привела к тому, что арбоскульптура стала осознаваться как полноправный прием ландшафтного дизайна: в садах и парках разных стран стали появляться живые арт-объекты.

До России такие изыски еще не дошли в полной мере. У нас только-только узнают о арбоскульптуре как виде искусства и великолепной возможности украсить приусадебный участок чем-то необычным и уникальным. Начинают дизайнеры ландшафтной компании “ПозитивПроект” с создания относительно простых объектов, например, деревьев с переплетенными стволами.

В средней полосе России это может быть рябина, черемуха или ива. По мере роста стволы заплетают, в результате чего получаются довольно интересные композиции.

В процессе ландшафтного проектирования вам могут предложить вырастить целую живую беседку из посаженных по кругу деревьев: для этого заплетают не только стволы, но и верхние ветви кроны, формируя купол крыши сооружения. В такой беседке вполне можно укрыться не только от летней жары и чужих взглядов, но и от дождя.

Более сложных арбоскульптур в нашей стране, к сожалению, пока не создают. Однако стоит надеяться, что дизайнеры не обойдут стороной такой перспективный прием, и в скором времени у нас тоже появится живая садовая мебель и музеи под открытым небом с сотнями живых экспонатов.

Поктре: интересно, увлекательно, перспективно

Отдельно стоит сказать о таком подвиде арбоскульптуры, как поктре – искусстве выращивания живой мебели. Первый человек, которому удалось достичь поставленной еще сто лет назад цели сидеть на живых стульях и за живыми столами, был Питер Кук.

Свою карьеру мебельного мастера-садовода он начал в 1987 году, вырастив из дерева оригинальное кресло: его основанием-ножкой является толстый ствол, исходящие от которого изогнутые ветви формировали плоскости сидения и спинки, а также поручни кресла. Еще одна замечательная идея Кука – живые рамы для зеркал.

Ствол раздваивается, две ветви описывают овал или круг, а вверху срастаются, образуя оригинальную оправу для зеркального полотна.

Сегодня из деревьев выращивают табуреты, стулья, кресла, столы, вешалки для холла и разнообразные предметы быта. Все это уникальная дизайнерская мебель и эксклюзивный декор интерьера.

Каждый такой предмет неповторим, производится несколько лет, а потому имеет немалую стоимость.

Конечно, позволить себе купить подобную вещь может не каждый, а вот попробовать вырастить на своем приусадебном участке простую, но от этого не менее привлекательную арбоскульптуру, вполне доступно для любого садовода.

Источник: https://www.ginkgo.ru/inform/landshaft/arboskulptura/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector